[без темы]  [Советское образование] миф, всеобуч, обособление технарей и всеобщее обыдливание.
Сообщение было послано:   (hessel2.torservers.net)
Дата: Понедельник, Март 13 20:38:09 2017


Многие считают, что устройство советского образования уходит своими корнями в образовательную систему царской России. Много ли мы взяли оттуда?

Ровно наоборот — советское образование полный антипод имперского. До революции в России существовало много типов школ: классическая гимназия, реальное училище, кадетский корпус, духовная семинария, коммерческие училища и т.д. Учиться мог практически каждый, кто к этому стремился. Была «своя» школа для любых способностей. После 1917 года вместо образовательной многоукладности стал внедряться единый тип школ.
Еще в 1870 году в книге русского историка Афанасия Прокопьевича Щапова «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» была высказана мысль, что школа должна быть единой для всех и что она должна основываться на естественных науках. Что большевики и осуществили. Наступил всеобуч.

Это плохо?

В концепцию всеобуча хорошо укладывалась именно начальная школа, где учили начальной грамотности. Она была в СССР организована на уровне. Все, что шло дальше, — уже фикция. Программа средней школы предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами ребят. Для одаренных детей планка была слишком низкой, им было не интересно, школа им только мешала. А отстающие, наоборот, с нагрузкой не справлялись. По качеству подготовки выпускник средней советской школы равнялся выпускнику императорского высшего начального училища. До революции в России были такие школы. Обучение в них опиралось на начальную школу (от 4 до 6 лет, в зависимости от школы) и продолжалось четыре года. Но это считалось примитивным уровнем образования. И диплом высшего начального училища не давал доступа в университеты.

Уровень знаний недотягивал?

Главные умения выпускника высшего начального дореволюционного училища: чтение, письмо, счет. Кроме того, ребята могли нахвататься зачатков разных наук — физики, географии… Иностранных языков там не было, потому что составители программ понимали, что это будет фикция.
Подготовка выпускника советской школы была примерно такой же. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. И в принципе человек, интересующийся предметом, мог самостоятельно усвоить эту информацию за день-два. Иностранные языки хоть и преподавались, но выпускники их практически не знали. Одна из вечных печалей советской школы — то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой.

Как тогда получилось, что «чердачные» советские люди изобрели космическую ракету, вели разработки в атомной отрасли?

Все разработки, прославившие Советский Союз, принадлежат ученым еще с тем, дореволюционным образованием. Ни Курчатов, ни Королев никогда не учились в советской школе. И их коллеги-ровесники тоже никогда не учились в советской школе либо учились у получивших дореволюционное образование профессоров. Когда инерция ослабела, запас прочности истощился, то все и посыпалось. Собственных ресурсов в нашей системе образования не было тогда, не появилось и сегодня.

Вы сказали, что главное достижение советской школы — это началка. Но многие говорят, что в СССР было достойно организовано математическое образование. Это не так?

Это так. Математика — единственный предмет в школах Советского Союза, который соответствовал требованиям императорской средней школы.

Почему именно она?

У государства была потребность делать оружие. Кроме того, математика была как отдушина. Ею занимались люди, которым было противно в других научных областях из-за идеологии. Только математика и физика могли спрятать от марксизма-ленинизма. Поэтому и получилось, что интеллектуальный потенциал страны постепенно искусственно смещался в сторону технических наук. Гуманитарные науки в советское время вообще не котировались. В результате Советский Союз развалился из-за неумения работать с гуманитарными технологиями, что-то объяснять населению, договариваться. Мы и сейчас видим, насколько чудовищно низок уровень гуманитарной дискуссии в стране.


Можно ли сказать, что имперское дореволюционное образование соответствовало международным нормам?

Мы были интегрированы в мировую систему образования. Выпускницы гимназии Софьи Фишер (основательница частной женской классической гимназии) без экзаменов принимались в любой немецкий университет. У нас было очень много учеников, которые учились в Швейцарии, Германии. При этом они были далеко не самые состоятельные, иногда наоборот. Это еще и фактор национального богатства. Если брать низшие слои населения, уровень жизни в императорской России немного превосходил английский, немного уступал американскому и был вровень с европейским. Средние зарплаты меньше, но жизнь здесь была дешевле.

А сегодня?

По уровню образования, по уровню знаний россияне неконкурентоспособны в мире. Но «отставание» было и во время СССР. Историк Сергей Владимирович Волков отмечает, что в отличие от других стран советская элита обладала худшим образованием среди интеллигентных слоев. Она уступала не только академическим кругам, но и любым, где было нужно высшее образование. В отличие от Запада, где странами управляли выпускники лучших университетов. А после распада СССР модель советского всеобуча перестала иметь смысл. Если ученику не интересно, поскольку предметы преподавались поверхностно и ради галочки — нужно какое-то социальное давление, чтобы дети все же учились. В раннее советское время сама обстановка в стране заставляла человека становиться лояльным членом социума. А потом давление ослабло. Шкала требований поползла вниз. Чтобы не иметь дела со второгодниками, учителям приходилось заниматься чистым рисованием оценок, и дети могли совершенно спокойно ничего не учить. То есть образование не гарантирует карьеры. В других странах такого практически нет.


https://m.lenta.ru/articles/2017/02/28/lubzin/

x.mipt.cc
ширяев виталий владимирович


Сообщения в этом потоке
+ [Советское образование] миф, всеобуч, обособление технарей и всеобщее обыдливание. (url) (483) -   (hessel2.torservers.net) - 13/3/2017 20:38
+ Почему это дурно пахнущая субстанция с лентысру появилась на помоечке ? (86) - abash (broadband-46-188-0-236.2com.net) - 14/3/2017 0:37
+ Справедливости ради, в Советском Союзе хватало и школ-с-уклоном для детей-со-склонностями. (75) - Ф-ликс (128-72-20-64.broadband.corbina.ru) - 14/3/2017 0:01
+ К сожалению, низкого качества текст (101) - upstart (uk32.friproxy.biz) - 13/3/2017 22:57
+ можно только согласиться. разве что абстрагируясь от распада СССР. (61) - Арты (185.3.32.168) - 13/3/2017 23:41
+ >низкопробно гуманитарно. (-) (13) -   (tor-exit.hartvoorinternetvrijheid.nl) - 14/3/2017 14:46
+ все было затеяно ради твоего комментария. (-) (21) -   (marylou.nos-oignons.net) - 13/3/2017 23:05
+ гуманитарные науки-то вымерли , на их место пришёл smm, которым заправляют технари ч/з (87) - Tpолян (broadband-95-84-224-224.moscow.rt.ru) - 13/3/2017 22:20
+ это какие гуманитарные науки вымерли? (62) -   (176.10.99.204) - 13/3/2017 22:33
+ ~ все (67) - Tpолян (broadband-95-84-224-224.moscow.rt.ru) - 13/3/2017 22:44
+ более лучше одевайся. (-) (20) -   (marylou.nos-oignons.net) - 13/3/2017 23:12
+ херня этот ваш смм и бигдата. (67) - plexus (ip-95-220-71-229.bb.netbynet.ru) - 13/3/2017 22:23
+ роман тарасыч, ты мне чуть всю рыбу не распугал! (-) (18) - Tpолян (broadband-95-84-224-224.moscow.rt.ru) - 13/3/2017 22:42
+ как ученый жду фальсификации своей теории (41) - plexus (ip-95-220-71-229.bb.netbynet.ru) - 13/3/2017 22:44
+ пока только речь шла про гуманитарные дисциплины (-) (19) - Tpолян (broadband-95-84-224-224.moscow.rt.ru) - 13/3/2017 22:45
+ а теперь дискотека!1 (url) (35) - Tpолян (broadband-95-84-224-224.moscow.rt.ru) - 13/3/2017 22:21
+ Старый спор (url) (80) - Смит (81.5.77.92.dhcp.mipt-telecom.ru) - 13/3/2017 22:06
+ бск (-) (18) - ps/ (ph.campus.mipt.ru) - 13/3/2017 22:06
+ ну не так уж плохо. люди еще с царским образованием учили в академиях (79) - plexus (185.79.100.42) - 13/3/2017 21:24+ Стоит ли читать мысли человека, который по своим же словам получил плохое образование? (-) (33) - ling-ling (IBSSRus-5.vmb-service.ru) - 13/3/2017 21:12+ Николай Геннадиевич Басов родился в 1922 году. (138) - pyatachyok (71-89-11-203.dhcp.oxfr.ma.charter.com) - 13/3/2017 21:11
+ а кстати, что там за руюежом действительно управленцы кончавшие (77) - plexus (185.79.102.40) - 13/3/2017 21:40
+ Не понял, кто кончил, когда, с кем. Умнее в чем именно? (58) - pyatachyok (71-89-11-203.dhcp.oxfr.ma.charter.com) - 13/3/2017 21:50
+ гарварды кончавшие, чего еще (-) (19) - plexus (ip-95-220-71-229.bb.netbynet.ru) - 13/3/2017 22:19
+ И что предлагается измерить? Кто лучше в шахматы играет? (-) (23) - pyatachyok (71-89-11-203.dhcp.oxfr.ma.charter.com) - 14/3/2017 5:05
+ а что он неправильно написал? (-) (21) -   (tor.xx.or.at) - 13/3/2017 21:14+ причем, филфак МГУ, то самое гум образование (-) (21) - ling-ling (IBSSRus-5.vmb-service.ru) - 13/3/2017 21:14
+ думаешь там быдла больше чем на физтехе? (-) (15) -   (tor.xx.or.at) - 13/3/2017 21:15
+ человек же сам об этом пишет (-) (16) - ling-ling (IBSSRus-5.vmb-service.ru) - 13/3/2017 21:16
Ответить

Имя:   Пароль:    Автологин
Тема:
        

Отключить распознавание Тегов конференции
Отключить распознавание смайл-кодов
Получать уведомления об ответах по почте

 

Конференция основана на движке WWWConf 2.0 PRE BETA5, поддерживается и модерируется группой энтузиастов.